"I solemnly swear to devote my life to serving humanity."

(Hippocrates III century BC, Oath of Hippocrates)

ArticlesOptimization approach to implant procedure

Optimization approach to implant procedure

V.G. Klуmentiev

European Dental Center, Kyiv, Ukraine

Summary. This paper offers the optimization methods of approach to the methodology of the implants placement into a tuberalpterygoid suture, improving planning processes till the implant placement and accelerating the process of osseointegration..

Key words: tuberalpterygoid suture, growth factor rich plasma, computed tomography.

Despite its rigidity, a bone is a system that is subject to changing forms, restructuring and reduction processes. On top of all, osteoblasts, osteocytes and osteoclasts are constantly involved in the coordinated activities that support the safety, renew and restore the intercellular matrix of the bone. This group of cells responsible for bone regeneration is known as the basic restructuring unit. The skeleton of the adult human body contains about 35 million of such restructuring unit, despite the fact that 3.4 million of these units are utilized every year it gives a vision of the intensity of cellular activity. Very often the patients who have atrophy of bone and need help go to dental clinics.

About 80% of the skeleton is composed of a cortical bone and 20% of a trabecular bone. When considering bone metabolism the difference can be told; despite the fact that the trabecular bone is a component in the minority, there is most intense metabolism in it, eight times more intense than in the cortical one. This is explained by the fact that the surface area and cellular structure of the cortical bone is much greater. Cortical bone predominates in the appendicular skeleton; its existence is typical for the diaphysis of long bones and the peripheral parts of short and wide bones; it withstands bending, turning and distributes power. An axial skeleton consists more of trabecular or spongy bone; it forms the central part of the short and narrow bones and designed to withstand pressure and compression forces act. Long bones, for example, comprise cylindrical portions or diaphyses consisting of cortical bone; at the ends of the bone the diaphyses are expanding and moving into the region of trabecular bone, called the pineal gland, which is part articulated with other bones. On epiphyses cortical bone is covered with a thin layer of cortical shell for the distribution of mechanical load of the joints, but trabecular bone absorbs dynamic load.

Dental implants in the early stages of atrophy can stop the process of bone resorption, but, as a rule, patients seek care at the time when the atrophy of the alveolar process has reached a considerable size. The use of surgical procedures such as augmentation considerably increases the duration of treatment in this disease. It is because of this situation, patients make their choice in favour of dentures. In this situation it is possible to offer an alternative solution to the problem, which is less invasive and more effective. In such cases we can talk about how to install implants in tuberalpterygoid suture of the upper jaw and additional techniques that make this procedure safe and effective.

Even in the most advanced cases of atrophy the maxillary tuberosity always retains plot of the unresorbed bone. Anatomically a tuberalpterygoid suture connects the pterygoid processes of the sphenoid bone with the upper jaw. Attaching the masticatory muscles makes it possible to preserve and maintain the bone tissue in this area. Installation of implants in this area allows achieving maximum primary stability at the expense of immediate fixation in hard cortical boneon it is possible to offer an alternative solution to the problem, which is less invasive and more effective. In such cases we can talk about how to install implants in tuberalpterygoid suture of the upper jaw and additional techniques that make this procedure safe and effective.

Placing implants into the tuberalpterygoid suture makes it possible not to carry out the sinus lift operation, while minimizing the risk of surgical trauma. When planning the operation we used an additional diagnostic method - computed tomography, and during the operation - blood plasma rich in growth factors, as autotransplant material.

Computed tomography is a more professional and modern kind of jaw research which usually refers to additionally appointed studies in cases where a conventional panoramic picture is not enough.

Computed tomography of the jaw is a three-dimensional image layer by layer which allows us to estimate the anatomical features of the structure of teeth, roots and root canals, and most important - to determine accurately the amount of bone necessary for implant placement, to simulate the position of the installed implant in the bone structure and to calculate its exact location and the direction in the jaw.

An implantologist immediately obtains quite a few significant advantages:

• diagnostic accuracy - computer tomography allows to obtain an unlimited number of slices for calculating the thickness and the height of the bone needed for installing and fixing the implant;

• guaranteed result - three-dimensional model of the jaw several times increases informative value of the study, so the doctor is able to build a treatment plan in the most effective way.

Computed tomography also involves modelling the step-by-step process of the implant installation on a computer and gives the patient the opportunity to evaluate the intended result before the start of the operation.

Tissue recovery process is based on a complex sequence of biological phenomena which are controlled by a long list of biologically active growth factors and proteins. Spatial and temporal effects of this family of mediators in the damaged tissue and adjusts the mechanisms and phases that control the tissue recovery and regeneration. For example, in the case of bone regeneration the primary purpose to develop local growth factors is stimulation of osteoprogenitor cells admission to the site of injury and subsequently direction in a certain way their differentiation towards osseogenesis. Throughout this process, a number of other factors will regulate the dynamic equilibrium intercellular inhibition and proliferation as well as angiogenesis and the formation of extracellular matrix.

This means that functional reconstitution of tissues depends on a number of stages or phases, which are controlled by a large number of biological mediators that, in turn, appear and act in time and space. This definitely is a duality of growth factors which are responsible for the final analysis of the tissue development correctness, which is why there was a desire to understand better this phenomenon. A detailed study of regenerative tissue processes led to the discovery of the importance and fundamental role of platelets in this context. Platelets can serve as physiological reservoir of the growth factors and proteins, that is, functional units, of potential interest to which lies in their biological mediator composition. Technology for producing plasma rich in human growth factors based on a careful study, use, preparation and activation of autogenic platelet-rich structure, which, among other things, is characterized by its biocompatibility and availability.

A detailed study of the characteristic properties of platelets on a par with the optimized conditions of their concentration, activation and release of energy made it possible to develop a technology with great adaptability and therapeutic potential. Plasma rich with human growth factors is one hundred per cent autogenous platelet-derived product that has unique properties that makes it optimized for biological efficacy and biosafety.

Tissue regeneration involves a complex series of biological processes that are controlled by the interaction of a mixture of growth factors. There are three factors involved in tissue regeneration: cellular component, a combination of various biological mediators, which include growth factors, including cytokines and matrix or "skeleton", which provides structural support for the new tissue.

After injury or damage to the tissue they are activated and coordinate a set of intercellular or intracellular pathways to restore the structural integrity of tissue and haemostasis. Growth factors are also required to stimulate angiogenesis, or formation of blood vessels that will supply oxygen and nutrients to the area of tissue injury. Another fundamental aspect to consider in the perspective of tissue regeneration is the formation of "skeleton", which acts as a temporary extracellular matrix and, consequently, distributes the cells so that they reproduce their biochemical, structural and physical impulses that provides fixation of the mechanisms of cell motility..

It is these positive properties of plasma rich with growth factors can be used to insert the implant into the tuberalpterygoid suture to improve and accelerate the process of osseointegration.

The surgery is performed under local anaesthesia. All the rules and regulations of the protocol of setting of one-stage implants have been complied with. Suture marks were determined by clinical parameters after inspection and palpation, and after the preliminary computed tomography. Choosing the installation location of the implant, it is necessary to draw two imaginary lines: line "A" is a conditional perpendicular line drawn from the projection of large palatal openings to the intersection with the line "B". line "B" is an imaginary line connecting gamulus lamina pterygoideainternaossphenoidale to the base of the ridge.

This point is a place the implant insertion. Pilot drilling and implant placement should be performed straight up and behind the hill of the upper jaw. Using a flapless technique practically did not violate the tissue trophism, regeneration processes ended in a short time by using the above plasma rich with human growth factors.

Clinical case No.1

Patient M. came to the clinic complaining of partial absence of teeth in the upper and lower jaws. After CT studies a significant atrophy of the alveolar process of the maxilla has been detected (Fig. 1).

Figure 1 Panoramic shot of patient M before the surgery.

Panoramic shot of patient M before the surgery

It was decided to install one-stage implants tuberalpterygoid suture for the further fixation for subsequent permanent structure. Before installing the implants were treated with plasma enriched with human growth factors to improve osseointegration (Fig. 2, 3, 4).

Figure 2 Blood sampling from the patient M.

 Blood sampling from the patient M

Figure 3 Preparation of plasma rich with human growth factors.

Preparation of plasma rich with human growth factor

Figure 4 Processing the implants with plasma rich with human growth factors.

Processing the implants with plasma rich with human growth factors

After tooth extraction curettage holes using erbium laser was performed.

Before installing the implants an irrigation of the bone channels was carried out with 10% povidone-iodine solution.

Figure 5 Postoperative panoramic radiography of patient M.

Postoperative panoramic radiography of patient M

After 6 months, the next stage- permanent prosthesis was held.

Figure 6 Oral cavity condition before the prosthetics.

Oral cavity condition before the prosthetics

Figure 7 Production of metal-ceramic bridge on the upper jaw.

Production of metal-ceramic bridge on the upper jaw

Figure 8 Production of metal-ceramic bridge on the lower jaw.

Production of metal-ceramic bridge on the lower jaw

Figure 9 Panoramic image of patient M in 6 months after the surgery.

Panoramic image of patient M in 6 months after the surgery

Figure 10 Photo of the placed permanent porcelain fused to metal bridges. 6 months after the surgery.

Photo of the placed permanent porcelain fused to metal bridges

CONCLUSIONS

Application of sinus lift can be justified from the standpoint of creating an artificial additional bone volume in the lateral maxilla, but even with such indications sinus lift is evaluated negatively, especially by the patients, due to the invasiveness, the risk of infection of the graft, as well as the duration of the treatment. The technique of implant placement without sinus lift is much safer and more effective compared to the combined method of sinus lift and two-stage implant placement.

Surgical risk in interventions into tuberalpalatopterygoid area occurs due to the presence of vessels passing here (descending palatine artery and venous plexus). Data analysis performed on cone-beam tomography, is the aim of the search for the possibility of installing dental implants to bypass the important anatomical structures on the upper and lower jaws with a deficit of bone tissue in the planning stage.

It is generally accepted that the redistribution of occlusal forces should go to the opposite cortical plates. This is what led to the development and improvement of methods of implant placement into tuberalpterygoid area. Fixed in dense bone of the tuberalpterygoid suture one-piece implant can be loaded with a temporary prosthesis in two or three weeks. When using implants in the tuberalpterygoid area, as well as additional methods of the application of plasma enriched with human growth factors, the process of complete rehabilitation of the patient is reduced for many months.

The bone density in the area of the tuberalpterygoid suture is significantly higher than that of the alveolar bone.

The use of long implants in the side portions of the upper jaw with a minimum height of the alveolar ridge, fixed in the tuberalpterygoid suture, as well as the use of CT diagnosis in the planning of surgical intervention allows avoiding further trauma during the augmentation of bone tissue, as well as significantly reduce the treatment time by using plasma rich with human growth factors.

"Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству."

(Гиппократ III век до н. э. , Клятва Гиппократа)

СтатьиМетоды оптимизации подхода к методике установки имплантатов

Методы оптимизации подхода к методике установки имплантатов

В. Г. Климентьев

Европейский Стоматологический Центр, Киев, Украина

Резюме. В данной работе предложены методы оптимизации подхода к методике установки имплантатов в бугорно-крыловидный шов, улучшающие процессы планирования до установки имплантата, а также ускоряющие процесс остеоинтеграции.

Ключевые слова: бугорно-крыловидный шов, плазма, обогащенная факторами роста, компьютерная томография.

Несмотря на свою ригидность, кость – это система, которая подвержена изменению формы, реструктурированию и восстановительным процессам. Ко всему прочему, остеобласты,остеоциты и остеокласты постоянно вовлечены в координированную деятельность, которая поддерживает сохранность, обновляет и восстанавливает межклеточный матрикс кости. Эта группа клеток, ответственная за регенерацию кости, известна как базовая реструктурирующая единица. Скелет взрослого человека содержит порядка 35-ти миллионов таких реструктуриующих единиц, при том, что 3–4 миллиона этих единиц задействуются каждый год – это дает видение интенсивности клеточной активности. Очень часто в стоматологические клиники обращаются пациенты, у которых присутствует атрофия костной ткани и которые нуждаются в помощи.

Около 80% скелета состоит из кортикальной кости и 20% – из трабекулярной. При рассмотрении костного метаболизма можно заметить разницу; несмотря на то, что трабекулярная кость как компонент в меньшинстве, здесь происходит наиболее интенсивный обмен веществ, в восемь раз интенсивнее, чем в кортикальной. Этот факт объясняет то, что площадь поверхности и клеточный состав кортикальной кости намного больше. Кортикальная кость преобладает в аппендикулярном скелете; ее наличие типично для диафизов длинных костей и периферических частей коротких и широких костей; она выдерживает сгибания, повороты и распределяет силы. В аксиальном скелете больше трабекулярной, или губчатой кости; она формирует центральные части коротких и узких костей и предназначена для того, чтобы выдерживать давление и действие компрессионных сил. Длинные кости, например, содержат цилиндрические части, или диафизы, состоящие из кортикальной кости; на концах кости диафизы расширяются и переходят в область трабекулярной кости, называемой эпифизом, который является частью, сочленяющейся с другими костями. На эпифизах трубчатую кость покрывает тонкий слой кортикальной оболочки для распределения механической нагрузки суставов, однако трабекулярная кость поглощает динамическую нагрузку.

Имплантация зубов на ранних этапах атрофии может приостановить процесс резорбции костной ткани, но, как правило, пациенты обращаются за помощью уже тогда, когда атрофия альвеолярного отростка достигла значительных размеров. Применение хирургических методик типа аугментации значительно увеличивает срок лечения при данном заболевании. Именно исходя из такой ситуации, пациенты делают свой выбор в пользу съемных протезов. В данной ситуации можно предложить альтернативный вариант решения проблемы, который будет менее инвазивным и более эффективным. В таких случаях можно говорить об установке имплантатов в бугорно-крыловидный шов верхней челюсти и о дополнительных методиках, которые делают эту процедуру эффективной и безопасной.

Даже при самых запущенных случаях атрофии бугор верхней челюсти всегда сохраняет участок нерезорбиро-ванной костной ткани. Анатомически бугорно-крыловидный шов соединяет крыловидные отростки основной кости с верхней челюстью. Прикрепление жевательных мышц дает возможность сохранить и поддерживать костную ткань в данном участке. Установка имплантатов в эту область позволяет достичь максимальной первичной стабильности за счет непосредственной фиксации в твердой кортикальной кости.

Установка имплантатов в бугорно-крыловидный шов дает возможность не проводить операцию синуслифтинга, минимизировав при этом риск получения операционной травмы. При планировании операции мы использовали дополнительный диагностический метод – компьютерную томографию, а в ходе операции – плазму крови, обогащенную факторами роста, в качестве аутотрансплантационного материала.

Компьютерная томография – более профессиональный и современный вид исследования челюсти, который, как правило, относится к дополнительно назначаемым исследованиям в случаях, когда обычного панорамного снимка недостаточно.

Компьютерная томография челюсти представляет собой послойное трехмерное изображение, которое позволяет оценить анатомические особенности строения зубов, корней и корневых каналов, а главное – точно определить объем костной ткани, необходимой для установки имплантата, смоделировать положение устанавливаемого имплантата в костной структуре, а также рассчитать его точное местоположение и направление в челюсти.

У врача-имплантолога сразу появляется несколько достаточно весомых преимуществ:

• точность диагностики – компьютерная томография позволяет получить неограниченное количество срезов для расчета толщины и высоты костной ткани, необходимой для установки и фиксации имплантата;

• гарантию результата – трехмерная модель челюсти в несколько раз повышает информативность исследования, благодаря чему врач получает возможность построить план лечения наиболее эффективным способом.

Компьютерная томография также предполагает моделирование поэтапного процесса установки имплантата на компьютере и дает пациенту возможность оценить предполагаемый результат еще до начала операции.

Процесс тканевого восстановления основан на комплексной последовательности биологических явлений, которые контролируются длинным списком биологически активных факторов роста и белков. Пространственное и временное действие этого семейства медиаторов в области поврежденной ткани регулирует механизмы и фазы, которые контролируют тканевое восстановление и регенерацию. К примеру, в случае костной регенерации целью начальной выработки местных факторов роста является стимуляция поступления остеопрогениторных клеток к месту ранения и впоследствии направление определенным образом их дифференцирования в сторону остеогенеза. На протяжении всего этого процесса ряд других факторов будет регулировать динамическое равновесие междуклеточным ингибированием и пролиферацией, также как ангиогенез и образование межклеточного матрикса.

Это означает, что функциональное восстановление ткани зависит от ряда стадий или фаз, которые контролируются большим количеством биологических медиаторов, которые, в свою очередь, появляются и действуют во времени и пространстве. В этом определенно и состоит дуальность факторов роста, которые ответственны за окончательный анализ правильности развития ткани, и именно поэтому возникло желание глубже понять это явление. Подробное изучение восстановительных тканевых процессов привело к открытию важности и фундаментальной роли тромбоцитов в этом контексте. Тромбоциты могут служить физиологическим резервуаром факторов роста и белков, то есть функциональных единиц, потенциальный интерес к которым в их биологическом медиаторном составе. Технология получения плазмы, обогащенной факторами роста человека, основана на тщательном изучении, использовании, подготовке и активации аутогенной обогащенной тромбоцитарной массы, которая, помимо всего прочего, характеризуется своей биосовместимостью и доступностью.

Детальное изучение характерных свойств тромбоцитов наравне с оптимизированными условиями их концентрации, активации и высвобождаемой энергии дало возможность разработать технологию с огромной адаптивностью и терапевтическим потенциалом. Плазма, обогащенная факторами роста человека – это стопроцентный аутогенный тромбоцитарный продукт, который имеет уникальные свойства, делающие его оптимизированным для проявления биологической эффективности и биобезопасности.

Тканевая регенерация включает в себя сложный ряд биологических процессов, которые контролируются взаимодействием смеси факторов роста. Существуют три фактора, задействованных в тканевой регенерации: клеточный компонент, комбинация различных биологических медиаторов, которые включают в себя факторы роста, среди которых цитокины, и матрикс, или «каркас», который обеспечивает конструкционную поддержку для новой ткани.

После ранения или повреждения ткани они активируются и координируют множество межклеточных или внутриклеточных путей с целью восстановления структурной целостности ткани и ее гемостаза. Факторы роста также необходимы для стимулирования ангиогенеза, или формирования кровеносных сосудов, которые будут поставлять кислород и питательные вещества в зону повреждения ткани. Другой фундаментальный аспект для рассмотрения в ракурсе тканевой регенерации – это образование «каркаса», который выступает в роли временного межклеточного матрикса и, соответственно, располагает клетки таким образом, чтобы они воспроизводили свои биохимические, физические и структурные импульсы, что обеспечивает фиксацию механизмов клеточной подвижности.

Именно эти положительные свойства плазмы, обогащенной факторами роста, можно использовать при установке имплантатов в бугорно-крыловидный шов для улучшения и ускорения процессов остеоинтеграции.

Операции проходили под местной анестезией. Были соблюдены все правила и нормы протокола установки одноэтапных имплантатов. Ориентиры шва определялись по клиническим параметрам после осмотра и пальпации, а также после предварительной компьютерной томографии. Выбирая место установки имплантата, необходимо провести две условные линии: линия «А» – условная перпендикулярная прямая, проведенная от проекции большого небного отверстия до пересечения с линией «В» линия «В» – условная линия, соединяющая gamulus lamina pterygoidea interna os sphenoidale до основания скулоальвеолярного гребня.

Эта точка – место установки имплантата. Засверливание и установка имплантата должны выполняться строго вверх и кзади от бугра верхней челюсти. Использование безлоскутной методики практически не нарушало трофику тканей, процессы регенерации заканчивались в короткие сроки благодаря использованию вышеуказанной плазмы, обогащенной факторами роста человека.

 

Клинический случай №1

Пациент М. обратился в клинику с жалобами на частичное отсутствие зубов на верхней и нижней челюстях. После КТ-исследования была обнаружена значительная атрофия альвеолярного отростка верхней челюсти (рис. 1).

Рисунок 1. Панорамный снимок пациента М. до операции.

Панорамный снимок пациента М. до операции

Было принято решение об установке одноэтапных имплантатов в бугорно-крыловидный шов для последую­щей фиксации несъемной конструкции. Перед установкой имплантаты были обработаны плазмой, обогащенной факторами роста человека для улучшения процессов остеоинтеграции (рис. 2, 3, 4).

Рис. 2. Забор крови у пациента М.

Забор крови у пациента М

Рис. 3. Получение плазмы, обогащенной факторами роста человека.

Получение плазмы, обогащенной факторами роста человека

Рис. 4. Обработка имплантатов плазмой, обогащенной факторами роста человека.

Обработка имплантатов плазмой, обогащенной факторами роста человека

После удаления зубов  был проведен кюретаж лунок при помощи эрбиевого лазера.

 Перед установкой имплантатов была проведена  ирригация костных каналов 10% раствором повидон-йода.

Рисуок 5. Послеоперационная панорамная рентгенография пациента М.

Послеоперационная панорамная рентгенография пациента М

Через 6 месяцев был проведен следующий этап- постоянное протезирование.

Рисунок 6. Состояние полости рта перед протезированием.

Состояние полости рта перед протезированием

Рисунок 7. Изготовление металлокерамического мостовидного протеза на верхнюю челюсть.

Изготовление металлокерамического мостовидного протеза на верхнюю челюсть

Рисунок 8. Изготовление металлокерамического мостовидного протеза на нижнюю  челюсть.

Изготовление металлокерамического мостовидного протеза на нижнюю  челюсть

Рисунок 9. Панорамный снимок пациента М. через 6 месяцев после операции.

Панорамный снимок пациента М. через 6 месяцев после операции

Рисунок 10. Фотография установленных постоянных металлокерамических мостовидных протезов. 6 месяцев после операции.

Фотография установленных постоянных металлокерамических мостовидных протезов

ВЫВОДЫ

Применение синуслифтинга можно оправдать с позиций создания искусственного дополнительного объема кости в боковом отделе верхней челюсти, но даже при таких показаниях синуслифтинг оценивается негативно, в первую очередь пациентами, из-за инвазивности, риска инфицирования трансплантата, а также длительности лечения. Методика установки имплантатов без синуслифтинга намного безопаснее и эффективнее по сравнению с комбинированной методикой синуслифтинга и двухэтапной имплантацией.

Хирургический риск при вмешательствах в бугорно-небно-крыловидную область связан с наличием проходящих здесь сосудов (нисходящая небная артерия и венозное сплетение). Анализ данных, выполненных на конусно-лучевом томографе, является целью поиска возможности установки дентальных имплантатов в обход важных анатомических образований на верхней и нижней челюстях при дефиците костной ткани на этапе планирования.

Общепризнано, что перераспределение окклюзионных сил должно идти на противоположные кортикальные пластинки. Именно это и привело к разработке и усовершенствованию методики установки имплантатов в бугорно-крыловидной области. Зафиксированный в плотной кости бугорно-крыловидного шва одноэтапный имплантат можно нагружать временным протезом через две-три недели. При использовании имплантатов в бугорно-крыловидной области, а также дополнительных методик по применению плазмы, обогащенной факторами роста человека, процесс полной реабилитации пациента сокращается на многие месяцы.

Плотность костной ткани в участке бугорно-крыловидного шва значительно выше, чем у альвеолярной кости.

Применение длинных имплантатов в боковых участках верхней челюсти с минимальной высотой альвеолярного гребня, зафиксированных в бугорно-крыловидном шве, а также использование КТ-диагностики в процессе планирования оперативного вмешательства позволяют избежать дополнительной травматизации при аугментации костной ткани, а также значительно сократить сроки лечения благодаря использованию плазмы, обогащенной факторами роста человека.