"I solemnly swear to devote my life to serving humanity."

(Hippocrates III century BC, Oath of Hippocrates)

ArticlesTrans-sinus basal implant placement

Trans-sinus basal implant placement

V.A. Rybak, M.A. Pavlenko, V.G. Klуmentiev.

P.L. Shupik National Medical Academy of Postgraduate Education Institute of Stomatology

Summary.  This study offers method of basal implants application with trans sinus method as the alternative solution of the problem which allows to obtain optimal treatment effect with minimum operating injury without using sinus-lift technique.

Keywords: sinus lift, allografts, autogenous plasma.

Statistic data show that osseous tissue is the most often transplantable material in the current medicine, falling behind only the blood products in the number of transplantations (D.J. Trantolo, D.L. Wise, K Lewandrowski, J.D. Gresser, 2000). Thus, Boyne (1973) developed and formulated a complex of fundamental scientific attitudes according to which the ideal osteoplastic material must:

–  be available in the necessary quantity;

–  have high potency of osseogenesis;

–  promote revascularization of the defect zone;

–  have high osseoinductive potential;

–  provide regeneration of the tooth supportive tissues saving its mobility;

–  have osseoconductive properties;

–  promote formation new conjunctive tissue reattachment in the area of parodontal defects.

This work presents a trans-sinus basal implant placement as an alternative solution for the best treatment response and minimally invasive surgery.

At the moment frozen allografts, lyophilized, demineralized lyophilized and irradiated allografts obtained the widest extension in clinical practice (A. Garg, 2004). Untreated allografts possess pronounced antigenic specificities while the processing methods existing today allow reducing their antigenicity to a significant extent retaining at the same time the properties of grafts during quite a long period of time.

Formation of toxic peroxide compounds, hydroxide radical OH first of all, as a result of lipid peroxidation induces damage of the cellular structures, membranes in the first place. This process is performed in the presence of free H2O. Consequently, a complex process of water extraction from the graft till the minimal level lies at the root of all the contemporary methods aimed at long maintaining of the allogenic osseous tissue. The next sort of grafts are xenogenic osseous materials. Donors of the xenogenic (from Greek xeno - strange, unusual and genesis - origin) osseous materials are animal representatives of the species different from the recipient's one. Assessing the results we can make a conclusion that even transplanting osseous material from the donors which have very high structural similarity with a human, for example from primates, the outcome of the operation is still unpredictable and often ends with premature resorption and graft rejection.

Today the usage of allogenic osseous material is possible by virtue of the additional processing with plasma enriched with growth factors (PRGF-Endoret).

PRGF-Endoret is the first 100 % autogenic platelet-rich plasma. PRGF®-Endoret® contains a mixture of autogenic growth factors which are derivatives of both plasma and platelets. The platelets have a complicated storage system in a form of inclusion granules allowing them to transport a large number of biologically active molecules. According to the data of certain authors, the list of proteins and peptides includes about 500 kinds of molecules. Alpha granules are most widely spread as they amount to 40 to 80 ones per platelet, but they also have the highest retention degree. In addition they have a range of antibacterial proteins which are generally called thrombocytins and are lethal factors for a large variety of bacterial species.

Nevertheless it is important to remember that the plasma contains important growth factors and the combination of plasma and platelet factors is a key element in PRGF-Endoret biological activity.

The preparation of 100% autogenic platelet-rich plasma lies at the heart of PRGF-Endoret technology. The plasma application on the damaged areas accelerates regeneration rate in the majority of the tissues without any side effects. Biological activity of the composition obtained using PRGF-Endoret technology is based on two fundamental matters. On one hand, it is plasma content and in particular platelet growth factors which activity regulates the main processes are involved into the tissue regeneration.

On the other hand, it is fibrin matrix used as a temporal structure to organize the cells and control energy release of the growth factors available in PRGF-Endoret. Biological mediators PRGF-Endoret encourage and support such important processes as cell proliferation and migration, chemotaxis (or signal to the cells at a distance to get to the location of damage), inflammation and auto / paracrine synthesis of new biologically active molecules.

The studies have shown that the use of allogenic bone material + PRGF- Endoret as a result gives 30% of newly formed bone. If you use autogenic bone material + PRGF- Endoret, the result is 43% of newly formed bone.

It was found that the mucous membrane grows much faster than the bone, forming sometimes enormous defects in the maxillary sinus and consequently it is necessary to eliminate them through a serious surgery by maxillo-facial surgeon.

Clinical case No.1

Patient Y, born in 1960 (53 years old) was hospitalised in the center of maxillo-facial surgery of Kyiv Regional Clinical Hospital on September 26, 2013 with a preliminary diagnosis of left-handed odontogenic maxillary sinusitis. The patient complained of nasal discharge, nasal congestion. Pain in the left infraorbital area, difficulty in breathing, purulent discharge through the left nostril.

Anamnes morbi

The patient complained of nasal discharge, nasal congestion, pain in the left infraorbital area, difficulty in breathing, purulent discharge through the left nostril. In 2010 bilateral sinus lifting was conducted.

Status localis:

The face is symmetrical. Flesh-colored skin has no pathological changes. Breathing through the left nostril is difficult. Oral mucosa in 23-27 teeth is slightly hyperemic, as a result of scarring. Palpation: in the upper-left maxillary sinus slight soreness is noted. There was a slight serous discharge from the left nasal opening. Oral mucosa is of pale pink color. In the area of 23-27 teeth redness and swelling of the mucous membrane is noted. There is a complete atrophy of the alveolar process in the area of 24-26 teeth. On 23 and 27 teeth a mobile-metal construction is fixed. Mouth opening is free.

On a cone-beam computed tomography a defect of the alveolar bone of the upper jaw on the left at the level of 24-26 missing teeth with the transition to the anterior wall of the maxillary sinus and cheekbones-alveolar crest was determined. The sinus content is homogeneous. (Fig. 1,2,3).

Figure  1

Panoramic radiography of patient Y prior to the treatment.

Panoramic radiography of patient Y prior to the treatment

Figure  2

Cone-beam computerized tomography of patient Y prior to the surgery.

Cone-beam computerized tomography of patient Y prior to the surgery

Figure  3

Three-dimensional modelling based on the computerized tomography of patient Y prior to the surgery

Three-dimensional modelling based on the computerized tomography prior to the surgery

Laboratory data of the patient on admission are within normal limits.

September 27, 2013 Surgery:

Removal of cortical plate and cancellousautograft from the crest of the right ilium.

Course of the operation:

After skin antisepsis under anesthesia, skin incision, subcutaneous tissue 4.0 cm length from the top front spine parallel to the anterior-upper area of the iliac crest was carried out. Sharp-dull passed to the inner surface of the crest (Figure 4). Divisions were made with a dental chisel, removal of the cortical cancellous block from the inner surface of the ilium and of cancellous bone material was performed (Figure 5).

The cortical cancellous plate was placed into 0.9% NaCl solution. After installing drainage ribbon silk sutures, antiseptic bandage, alcohol stove were put.

Figure  4

Photo of the course of the operation. Passing to the inner surface of the iliac crest

Course of the operation. Passing to the inner surface of the iliac crest

Figure 5

Photo of the course of the operation. Removal of the cortical cancellous block from the inner surface of the ilium

Removal of the cortical cancellous block from the inner surface of the ilium

September 27, 2013 Surgery:

Augmentation of left maxillary with autograft from the iliac crest

After antiseptic treatment of the skin and oral cavity under anesthesia + infiltration anesthesia with Sol. Ultracaini 4% - 4 ml the bridge and the roots of the teeth 23,24 were removed. Incision of mucosa by Neumann-Zaslavsky was performed in the transitional fold in the upper jaw. A mucoperiosteal flap, curettage of the maxillary sinus was made (Figure 6). Fitting of cortical cancellousautograft, fixation with titanium screws was performed (Figure 7). After immobilization of mucoperiosteal flap - silk sutures, haemostasis during surgery (Figure 8).

Figure  6

Photo of the course of the operation. Exfoliation of the mucoperiosteal flap. Curettage of the maxillary sinus.

Exfoliation of the mucoperiosteal flap. Curettage of the maxillary sinus

Figure  7

Photo of the course of the operation. Fitting of cortical cancellousautograft, fixation with titanium screws.

Fitting of cortical cancellousautograft, fixation with titanium screws

Figure  8

Photo of the course of the operation. Suturing of the surgical wound.

Photo of the course of the operation. Suturing of the surgical wound

Drug therapy in the postoperative period:

Dopamine 600 2 times per day

Ketanov 1.0 i/m in pains

Dalacin C 300 1 drop 2 times per day

Lasix i/m 1 time per day.

The operation was carried out by V.A. Rybak, the head of the center of Maxillo-Facial Surgery and Dentistry of Kyiv Regional Clinical Hospital.

The patient was discharged in a satisfactory condition for the further dynamic outpatient care.

Figure 9

Postoperative panoramic radiography of patient Y

Postoperative panoramic radiography of patient Y

Clinical case No. 2

Figure 10

Preoperative panoramic radiography of patient X

Preoperative panoramic radiography of patient X

In patient X a bicortical method of installing basal implants into the tuberalpterygoid seam on the left side through the maxillary sinus was used. Thanks to the polished surface of the implant, you can forget about such a negative post-operative complications, such as sinusitis, even in spite of the fact that a part of the structure is located directly in the maxillary sinus. The operation is performed under the protocol of immediate loading. Temporary crowns were fitted on the third day after the surgery (Figure 11). Six months later a constant-metal construction was placed.

The operation was performed by V.G. Klymentiev, a chief doctor of the European Dental Center.

Figure  11

Photo of the placed temporary bridges. The 3rd day after the surgery

Photo of the placed temporary bridges. The 3rd day after the surgery

Figure 12

Panoramic radiography of patient X in 6 months after the surgery

Panoramic radiography of patient X in 6 months after the surgery

Figure  13

Photo of the placed permanent porcelain fused to metal bridges. 6 months after the surgery.

Photo of the placed permanent porcelain fused to metal bridges

Conclusions:

If you use an alternative method of installation of basal implants in a trans sinus way, we can talk about 97% survival rate, the index which is important, especially for professionals. Also, it should be noted that using this technique as an alternative to the sinus lifting, we can talk about a significant improvement in results for the patient:

- The rehabilitation period is reduced significantly;

- The indications for use of this technique expand;

- Absence of pain and comfort;

- Absence of risks associated with sinus lifting;

Analysis of clinical cases shows that rehabilitation of patients with indications for sinus lifting surgery is possible in the shortest possible time while using our techniques.

СтатьиУстановка базальних имплантатов трансинусальным методом

Установка базальних имплантатов трансинусальным методом

Установка базальных имплантов трансинусальным методом на верхней челюсти - как альтернатива синус-лифтингу.

Рыбак В.А., Павленко М.А., Климентьев В.Г.

Институт стоматологии НМАПО им. П.Л. Шупика

Резюме. В данной работе предложен метод использования базальных имплантов транссинусальным способом - как альтернативное решение проблемы, которое позволяет достичь оптимального лечебного эффекта с минимальной операционной травмой, без применения синус- лифтинга.

Ключевые слова: синус- лифтинг, аллотрансплантаты, аутогенная плазма.

 

Статистические данные показывают, что костная ткань представляет собой наиболее часто трансплантируемый материал в  современной медицине, отставая по числу трансплантаций только от препаратов крови ( D.J. Trantolo, D.L. Wise, K Lewandrowski, J.D. Gresser, 2000). Так Boyne (1973) разработал и сформулировал совокупность фундаментальных научных установок , согласно которым идеальный костнопластический материал должен:

–   быть доступным в необходимом количестве;

–   обладать высокой потенцией к костеообразованию;

– способствовать реваскуляризации зоны дефекта;

– иметь высокий остеоиндуктивный потенциал;

– обеспечивать регенерацию поддерживающих тканей зуба при его подвижности;

– обладать остеокондуктивными свойствами;

– способствовать формированию нового соединительно-тканного прикрепления в области пародонтальных дефектов.

Самое больше распространение в клинической практике на сегодняшний день получили замороженные аллотрансплантаты, лиофилизированные, деминерализованные лиофилизированные и облученные аллотрансплантаты (A. Garg, 2004).Необработанные аллотрансплантаты обладают выраженными антигенными свойствами, в то время, как ныне существующие методы обработки позволяют в значительной мере снизить их антигенность, при этом, сохраняя свойства трансплантатов на протяжении достаточно долгого периода времени.

Образование токсических перекисных соединений, в первую очередь гидроксилрадикала ОН- в результате перекисного окисления липидов индуцирует повреждение клеточных структур, в первую очередь мембран. Этот процесс осуществляется в присутствии свободной Н2О. В связи с этим, в основе всех современных методов, направленных на длительное сохранение аллогенной костной ткани, лежит сложный процесс извлечения воды из трансплантата до самого минимального уровня. Следующей разновидностью трансплантатов  являются ксеногенные костные материалы. Донорами ксеногенных (от греческого ксено- чужеродный, несвойственный и генезис - происхождение) костных материалов являются представители животных, иного чем реципиент вида. Оценивая результаты, можно сделать вывод,  что, даже трансплантируя костный материал от доноров, которые имеют очень высокую общность строения с человеком, например от приматов, исход операции остается непредсказуемым и часто заканчивается преждевременной резорбцией или отторжением трансплантата.

На сегодняшний день, использование аллогенного костного материала возможно благодаря дополнительной обработке плазмой, обогащённой факторами роста(PRGF-Endoret).

PRGF-Endoret- – это первая 100 % аутогенная плазма, обогащенная тромбоцитами. PRGF®-Endoret® содержит смесь аутогенных факторов роста, которые являются производными и плазмы, и тромбоцитов. Тромбоциты имеют сложную систему хранения в форме внутриклеточных гранул, что позволяет им транспортировать большое количество биологически активных молекул. Согласно данных некоторых авторов, список белков и пептидов насчитывает близко 500 видов молекул. Альфа-гранулы наиболее распространены, так как насчитывается от 40 до 80 альфа-гранул на тромбоцит, но они так же имеют наибольшую степень ретенции. Вдобавок, они содержат ряд антибактериальных белков, которые, в общем, называются тромбоцидинами и являются летальными факторами для большого разнообразия видов бактерий.

Там не менее, важно помнить, что плазма содержит важные факторы роста, и комбинация плазменных и тромбоцитарных факторов является ключевым элементом в биологическом действии PRGF-Endoret.

В основе технологии PRGF-Endoret лежит приготовление 100% аутогенной, обогащенной тромбоцитами плазмы, аппликация  которой на поврежденные области увеличивает скорость регенерации в большинстве видов тканей без каких-либо побочных эффектов. Биологическая активность состава, получаемого с применением технологии PRGF-Endoret, основана на двух фундаментальных вещах. С одной стороны, содержимое плазмы и, конкретно, факторы роста тромбоцитов, действие которых регулирует основные процессы, задействованные в тканевой регенерации.

С другой, фибриновый матрикс, который применяется, как временная структура для организации клеток и контроля над высвобождением энергии факторов роста, присутствующих в PRGF-Endoret. Биологические медиаторы PRGF-Endoret стимулируют и поддерживают такие важные процессы, как клеточная пролиферация и миграция, хемотаксис (или сигнал клеткам на расстоянии, чтобы попасть в локацию повреждения), воспаление и ауто/паракриновый синтез новых биологически активных молекул.

Исследования показали, что при использовании аллогенного костного материала+ PRGF- Endoret в результате даёт 30% новообразовавшейся кости. Если использовать аутогенный костный материал+ PRGF- Endoret, то в результате получается 43% новообразованной кости.

Установлено, что слизистая оболочка растёт гораздо быстрее, чем кость, образовывая, порой, огромные дефекты в гайморовой пазухе, которые, в последствии, приходится ликвидировать при помощи серьёзного оперативного вмешательства челюстно- лицевого хирурга.

 

 

 

Клинический случай №1

Больной Y 1960 года рождения(53 года) поступил в центр челюстно-лицевой хирургии КОКБ 26.09.2013 года с предварительным диагнозом «Одонтогенный левосторонний гайморит». Пациент предъявлял жалобы на выделения из носа, заложенность носа. Боль в левой подглазничной области, затруднённое дыхание, гнойное отделяемое через левый носовой ход.

Anamnes morbi

Обратился с жалобами на выделения из носа, заложенность носа, боль в левой подглазничной области, затруднённое дыхание, гнойное отделяемое через левій носовой ход. В 2010 году был проведён двусторонний синус- лифтинг.

Status localis:

Лицо симметрично. Кожные покровы телесного цвета без патологических изменений. Дыхание через левый носовой ход затруднено. Слизистая оболочка полости рта в области 23-27 зубов слабо гиперемирована, как результат рубцовых изменений. Пальпаторно: в области верхнее-челюстной пазухи слева отмечается незначительная болезненность. Из левого носового отверстия наблюдаются незначительные серозные выделения. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета. В области 23-27 зубов отмечается гиперемия и отёк слизистой. Отмечается полная атрофия альвеолярного отростка в области 24-26 зубов. На 23 и 27 зубах фиксируется подвижная металлокерамическая конструкция. Открывание рта свободное.

На конусно-лучевой компьютерной томографии определяется наличие дефекта альвеолярного отростка верхней челюсти слева на уровне отсутствующих 24-26 зубов с переходом на переднюю стенку гайморовой пазухи и скуло-альвеолярный гребень. Пазуха выполнена гомогенным содержимым.(рис. 1,2,3).

Рисунок  1

Панорамная рентгенография пациента Y до начала лечения.

 

Панорамная рентгенография пациента Y до начала лечения

Рисунок  2

Конусно- лучевая компьютерная томография пациента Y до начала операции.

 

Конусно- лучевая компьютерная томография пациента Y до начала операции

Рисунок  3

Объёмное моделирование на основе компьютерной томографии пациента Y до операции

Объёмное моделирование на основе компьютерной томографии

Данные лабораторных данных пациента при поступлении- без особенностей.

27.09.2013 Операция:

Забор кортикальной пластинки и губчатого аутотрансплантата из гребня правой подвздошной кости.

Ход операции:

После антисептической обработки кожи под наркозом, произведён разрез кожи, подкожной клетчатки длиной 4.0 см от верхней передней ости параллельно передне- верхней площади гребня подвздошной кости. Остро-тупо пройдено к внутренней поверхности гребня( рисунок 4). Долотом образованы расколы, произведён забор кортикально- губчатого блока с внутренней поверхности подвздошной кости. й произведен забор губчатого костного материала(рисунок 5).

Кортикально- губчатая пластинка помещена в р-р 0.9% NaCl. После установки ленточного дренажа- швы шелком, а/с повязка, спиртовка.

Рисунок  4

Фотография хода операции. Прохождение к внутренней поверхности гребня подвздошной кости

Ход операции. Прохождение к внутренней поверхности гребня подвздошной кости

Рисунок  5

Фотография хода операции. Забор кортикально-губчатого блока с внутренней поверхности подвздошной кости

Забор кортикально-губчатого блока с внутренней поверхности подвздошной кости

 

27.09.2013 Операция:

Аугментация левой верхней челюсти аутотрансплантатом из гребня подвздошной кости

После обработки кожи и полости рта антисептиком под наркозом + инфильтрационная анестезия Sol. Ultracaini 4%- 4 ml. удалён мостовидный протез и корни 23,24 зубов. Произведён разрез слизистой оболочки по Нейману- Заславскому в области переходной складки на верхней челюсти. Отслоён слизисто-надкостничный лоскут, кюретаж гайморовой пазухи( рисунок 6). Припасовка кортикально- губчатого аутотрансплантата, фиксация титановыми винтами(рисунок 7). После иммобилизации слизисто-надкостничного лоскута- швы шелком, гемостаз по ходу операции(рисунок 8)

Рисунок  6

Фотография хода операции. Отслоение слизисто- надкостничного лоскута. Кюретаж гайморовой пазухи.

Отслоение слизисто- надкостничного лоскута. Кюретаж гайморовой пазухи

Рисунок  7

Фотография хода операции. Припасовка кортикально- губчатого аутотрансплантата, фиксация титановыми винтами.

Припасовка кортикально- губчатого аутотрансплантата, фиксация титановыми винтами

Рисунок  8

Фотография хода операции. Ушивание операционной раны.

Фотография хода операции. Ушивание операционной раны

 

Медикаментозная терапия в послеоперационном периоде:

Допамин 600 2 раза в день

Кетанов 1.0 в.м. при болях

Далацин ц 300 1 кап. 2 раза в день

Лазикс в.м 1 р.д.

Операция была проведена заведующим центром челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Киевской областной клинической больницы Рыбаком В.А.

Больной выписан  в удовлетворительном состоянии для дальнейшего динамического амбулаторного наблюдения.

Рисунок  9

Послеоперационная панорамная рентгенография пациента Y

Послеоперационная панорамная рентгенография пациента Y

Клинический случай №2

Рисунок 10

Предоперационная панорамная рентгенография пациентки X

Предоперационная панорамная рентгенография

 

У пациентки X была использована бикортикальная методика установки базальных имплантатов в бугорно- крыловидный шов, с левой стороны- через гайморову пазуху. Благодаря полированной поверхности имлантата, можно забыть о таком негативном постоперационном осложнении, как гайморит, даже, не смотря на то, что часть конструкции находится непосредственно в гайморовой пазухе. Операция призведена по протоколу немедленной загрузки. Временные коронки установлены на третий день после операции(рисунок 11). Через пол года установлена постоянная металлокерамическая конструкция.

Операция была проведена главным врачом  «Европейского стоматологического центра» Климентьевым В.Г.

Рисунок  11

Фотография установленнях временных мостовидных протезов. 3- й день после операции

Установления временных мостовидных протезов, 3- й день после операции

Рисунок 12

Панорамная рентгенография пациентки Х через 6 месяцев после операции

Панорамная рентгенография пациентки Х через 6 месяцев после операции

Рисунок  13

Фотография установленных постоянных металлокерамических мостовидных протезов. 6 месяцев после операции.

Установленные постоянные металлокерамических мостовидных протезов

Выводы:

При использовании альтернативной методики установки базальных имплантов транссинусальным способом, можно говорить о 97%-ой приживаемости- тот показатель, который важен, в первую очередь, для специалистов. Так же, следует заметить, что при использовании данной методики, как альтернативе синус- лифтинга, можно говорить о значительном улучшении результатов для пациента:

- значительно сокращается реабилитационный период;

-расширяются показания к применению данной методики;

-отсутствие боли и комфорт;

- отсутствие рисков, связанных с  методикой синус- лифтинга;

Анализ клинических примеров показал, что реабилитация пациентов с показаниями к операциям синус- лифтинга, возможна в минимальные сроки при использовании наших методик.